«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Поэтому физическое развитие и укрепление здоровья каждого ребенка — это одно из приоритетных направлений в деятельности нашего учреждения.
Важнейшим условием оздоровления является организация двигательной активности детей в течение дня. Оптимизация двигательной активности достигается следующими формами:
— утренняя гимнастика;
— физкультурные занятия в музыкально - спортивном зале и на спортивной площадке;
— подвижные игры и физические упражнения на прогулке и в группе;
— спортивные мероприятия и конкурсы;
— самостоятельная двигательная активность.
Утренняя гимнастика
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Утренняя гимнастика создает у ребят бодрое настроение на весь день.
Гимнастика проводится в течение 5-10 минут в группе или на улице на свежем воздухе, в зависимости от погоды. Упражнения на утренней гимнастике обладают меньшей интенсивностью. Как правило, она начинается с ходьбы с переключением на легкий бег. Далее следуют наклоны, повороты туловища, махи руками и другие разминочные упражнения, направленные на повышение тонуса организма ребенка.
Помимо утренней гимнастики в детском саду проводятся гимнастика после сна или «бодрящая гимнастика». В перерывах между занятиями воспитатель организует «физкульт-минутки», предназначенные для снятия усталости и напряжения у детей.
Физкультурные занятия
Основной формой организованной двигательной активности являются — физкультурные занятия.
Физкультурные занятия имеют плановый характер и проводятся два-три раза в неделю, обязательно в первой половине дня. Занятия проходят в течение 15-30 минут в музыкально - спортивном зале. А если позволяет погода, один раз в неделю – на улице
В ходе занятий дети учатся прыгать в длину и высоту, ползать, лазать по шведской стенке, бегать. На занятиях всегда используется игровой и спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, флажки, обручи, мешочки с песком для метания, скакалки.
Двигательная активность детей в течение дня
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма. Двигательная активность оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка: развивает мышечную и центральную нервные системы, опорно-двигательный аппарат, обеспечивает усвоение ребенком доступных его возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Регулярная физическая активность приводит к повышенному снабжению кислородом жизненно важных органов, предупреждает риск сердечно-сосудистых заболеваний и мышечной слабости, стимулирует здоровый образ жизни. Для нормального роста, развития и функционирования детского организма двигательная активность в течение дня направлена на удовлетворение природной потребности детей в движении.
Спортивные досуги, развлечения, праздники
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. В детском саду интересно проводятся «Осенний марафон», «Папа, мама, я — спортивная семья», «Дни здоровья», «День смеха», «День физкультурника» и др. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Сотрудничество с семьями воспитанников
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В нашем детском саду используются групповые и индивидуальные формы работы — это консультации, беседы, семинары-практикумы по обмену опытом воспитания детей на всех уровнях развития, родительские собрания и т. д., выпускаются папки – передвижки, красочные стенгазеты, тематические стенды, оформляю семейные фотоальбомы.
Родители имеют возможность посещать «Дни открытых дверей», просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования, в праздниках, досугах.
Таким образом приобщаем родителей и детей к здоровому образу жизни, развиваем физические качества и навыки, способствуем самореализации каждого и взаимообогащению всех.